В ряде случаев для тормозных дисков и колодок требуется «прикатка», или по-другому «обкатка». Этот процесс обеспечивает идеальное прилегание тормозных накладок и колодок друг к другу. Новые детали обладают микроскопическими неровностями на поверхности. Во время обкатки эти неровности сглаживаются и тормозная колодка начинает плотно контактировать с диском по всей площади.
Игнорирование данного процесса грозит тем, что первые несколько торможений вероятно вызовут локальный перегрев дисков. Это приведет к изменению структуры металла и вызовет его деформацию, что впоследствии проявится вибрациями и биением при торможении. В то же время правильно притертые диски и колодки обеспечат равномерное изнашивание, а значит и увеличит время их эксплуатации и позволит сэкономить на преждевременной замене.
Когда нужна обкатка тормозных дисков
- После замены дисков и колодок. Новые элементы должны «притереться», чтобы работать максимально эффективно.
- После проточки дисков. Даже если диск выровнен, его поверхность требует времени для правильного контакта с колодкой.
- После долгого простоя автомобиля. На поверхности дисков может образоваться налёт или коррозия, из-за чего торможение первое время будет неровным.
Подготовка к обкатке. Что следует проверить перед тем, как притирать тормозные диски и колодки
Перед тем как приступать к обкатке тормозных дисков, стоит убедиться в правильности установки:
- Проверьте монтаж. Диски должны быть установлены без перекосов, а колодки — правильно зафиксированы в суппортах.
- Осмотрите тормозную жидкость. Если она старая или загрязнённая, лучше заменить — это влияет на эффективность тормозов.
- Выберите безопасное место. Прикатывать диски лучше на ровной дороге с минимальным движением, чтобы можно было спокойно выполнять плавные торможения.
Пошаговая инструкция “Как прикатать тормозные диски и колодки”
- Первые 200–300 км избегайте резких торможений. Используйте тормоза плавно, чтобы поверхности диска и колодки начали постепенно притираться.
- Выполняйте серию мягких торможений. Сделайте 8–10 торможений с скорости около 60 км/ч до 20 км/ч, при этом не доводите колодки до перегрева.
- Дайте тормозам остыть. После каждой серии притормаживаний проедьте 1–2 км без торможения, чтобы детали тормозной системы охладились.
- Постепенно увеличивайте нагрузку. Со временем можно переходить к более интенсивным торможениям, но делать это следует плавно, без «экстрима».
Ошибки при обкатке дисков
- Резкие торможения в первые километры. Если сразу сильно нагружать новые тормозыне накладки и колодки, они могут перегреться, на поверхности появятся «закалённые пятна», и торможение станет неровным.
- Длительное удерживание педали при полной остановке. Например, после резкого торможения у светофора — горячая колодка может «прилипнуть» к диску, оставив на нём след. Это приводит к вибрациям при дальнейшем торможении.
- Частые резкие торможения подряд. При такой езде тормоза перегреваются, что ускоряет износ и снижает эффективность прикатывания.
- Игнорирование посторонних звуков и вибраций. Если при обкатке появились сильные скрипы, биение педали или стуки — это сигнал о неправильной установке или браке запчастей. В этом случае лучше сразу заехать на диагностику.
Советы по продлению ресурса тормозных накладок
- Меняйте колодки вовремя. Изношенные «в ноль» колодки царапают диск металлической основой, оставляя глубокие борозды.
- Следите за состоянием суппортов. Заклинивший поршень или направляющая вызывает неравномерный износ диска и колодок.
- Избегайте перегрева. Длительное торможение на спусках или агрессивная езда быстро перегревают тормоза. На затяжных спусках лучше использовать торможение двигателем.
- Не экономьте на запчастях. Качественные диски и колодки служат дольше и обеспечивают стабильное торможение.
- Проверяйте балансировку колёс. Биение колеса при вращении может ускорить износ тормозного диска.
Заключение
Правильная обкатка тормозных дисков позволяет избежать лишнего износа, биений и перегрева. А если соблюдать простые правила эксплуатации, тормозная система прослужит дольше и будет работать надёжно.
Если вы находитесь в Екатеринбурге и хотите быть уверены в качестве работ по замене и обслуживанию тормозов — обращайтесь в автосервис «Деталь Авто». Здесь опытные мастера подберут и установят тормозные диски, проведут диагностику и помогут сохранить безопасность вашего автомобиля.